Доступная среда

Наличие специально оборудованных учебных кабинетов для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

     В МБДОУ № 53 «Русалочка» г. Симферополя 9 групп компенсирующего вида. В состав каждой группы входит: игровая, спальня, раздевалка, туалетная комната, кабинет учителя- дефектолога. Группы оснащены оборудованием: мебель для детей (столы, стулья, кровати, игровая стенка, шкафы для раздевания, полотенечные), мебель для взрослых (стол, стул, педшкаф), дидактический материал и литература, материалы для поддержания санитарного состояния группы (шкафы для посуды, шкафы для хозяйственных нужд, стол для раздачи пищи).
Оснащение предметно – пространственной развивающей среды групп: игровая мебель «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «Дорожное движение», спортивный уголок, уголок природы, уголки патриотического воспитания, уголки уединения, уголки театрализации, уголок чтения художественной литературы, уголок СХД, зона для строительных игр, уголок сенсорного развития.
Во всех группах имеется ТСО оборудование (телевизоры, аудиоколонки, DVD – проигрыватели, МФУ, Wi-Fi)

Наличие объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Кабинеты учителей- дефектологов, учителей- логопедов, педагогов- психологов служат для создания необходимых максимально комфортных условий для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. В кабинетах проводится непосредственная образовательная деятельность и коррекционно образовательная деятельность детей. Дети с ОВЗ поступают в дошкольное учреждение на основание заключения ТПМПК, педагогами ДОУ ведётся работа по обучению и коррекции нарушений для развития каждого ребёнка опираясь на рекомендации комиссии. Также в ДОУ организован консилиум ППк. По плану консилиума проводится 4 заседания и внеплановые по запросу педагогов и родителей. Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками (подгрупповых и индивидуальных), а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

Кроме того, для организации работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в МБДОУ имеются следующие помещения:

  • музыкальный зал (для художественно-эстетического и музыкального развития дошкольников имеется: пианино, микрофонные радиосистемы, набор шумовых и ударных инструментов, музыкальный центр, набор костюмов, атрибутов, декораций, компьютер, проектор и экран, шар зеркальный, комплект «Русские народные костюмы», комплект военной формы, комплект новогодних костюмов) Материально-техническое обеспечение музыкального зала соответствует условиям реализации Программы и действующего СанПина.  В музыкальном зале проводится непосредственно образовательная деятельность в области музыки, праздники, досуги, развлечение и утренники;
  • кабинет педагога — психолога предназначен для проведения коррекционной, индивидуальной, подгрупповой работы с детьми, организации консультативной работы с родителями и педагогами. Оборудован необходимой мебелью, педшкафом, компьютером, принтером, интерактивной песочницей, сухим бассейном, играми и материалами для диагностической и психокоррекционной работы);
  • кабинет учителя- дефектолога предназначен для проведения коррекционной, индивидуальной, подгрупповой работы с детьми. Кабинет оборудован для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Оформление кабинета создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, его атмосфера создаёт рабочий настрой и мотивирует детей на учебную деятельность. Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность дефектолога;
  • кабинет учителя— логопеда предназначен для проведения коррекционной, индивидуальной, подгрупповой работы с детьми. Оборудован необходимой мебелью, педшкафом, компьютером, принтером, зеркалом настенным, индивидуальными логопедическими зеркалами для индивидуальных занятий, интерактивной песочницей, играми и материалами для диагностической и коррекционной работы).
Наличие библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ №53 «Русалочка» г. Симферополя отдельного помещения, приспособленного для использования инвалидами и  лицами с ОВЗ нет, но методический кабинет ДОУ оснащён учебно-методической литературой по программам АООП (ЗПР, РАС), АООП (УО), а также коррекционной литературой (логопедической, дефектологической), психолого- педагогической литературой, наглядными пособиями, периодическими изданиями: журналы «Старший воспитатель», «Музыкальный руководитель», «Справочник педагога-психолога», «Воспитатель ДОУ», «Управление ДОУ», «Дошкольник». Для детей инвалидов и лиц ОВЗ сформирована медиатека из методических пособий, детских художественных произведений, дидактических материалов, видеофильмов, компьютерных презентаций, обучающих игр и звукозаписей, аудиосказки.

Наличие объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В ДОУ имеются спортивный зал и спортивная площадка, которые обеспечены физкультурным оборудованием, как стандартным, так и нестандартным (спортивные маты, координационная лестница, дорожка для корригирующей гимнастике и т. д.), что позволяет разнообразить и увеличить количество упражнений для разных групп мышц, повышает показатели физического развития, расширяет спектр двигательных умений и навыков.  Оборудование спортивного зала: оснащён спортивным стандартным и нестандартным оборудованием, в наличии большое количество спортинвентаря: обручи, скакалки, мячи разных размеров, гимнастические палки, канаты, мешочки для метания, мягкие модули.

Наличие средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

МБДОУ обеспечено необходимым программно-методическим и учебно-дидактическим материалом для организации воспитательно-образовательного и коррекционно- педагогической работы с инвалидами и лицами ОВЗ.
Средства обучения и воспитания детей инвалидов и лиц ОВЗ, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации программ АООП (ЗПР, РАС), АООП (УО) дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных и коррекционных задач в оптимальных условиях для эффективной коррекционной работы.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В МБДОУ №53 «Русалочка» разработан паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры. В 2018 году приобретено оборудование по программе «Доступная среда» для обеспечения доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Лестничный гусеничный подъемник «Барс».
  2. Тактильная плитка
  3. Накладка на ступень.
  4. Антивандальная кнопка вызова персонала.

​​​​​​​ ​​​​​​​
 

 
Специальные условия питания для инвалидов и лиц с ОВЗ

Питание в группах компенсирующего вида организовано в соответствии с Постановлением Администрации г. Симферополя №7371 от 26.12.2022. Согласно п.2 данного постановления дети льготных категорий: дети-инвалиды, дети сироты, дети с ОВЗ, дети, один из родителей, которых является инвалидом 1 или 2 группы, освобождены от родительской платы за присмотр и уход за детьми (бесплатное).
В МБДОУ функционирует совет по питанию, который создан с целью оказания практической помощи ОУ в организации и осуществлении административно-общественного контроля за организацией и качеством питания в детском саду. В состав совета по питанию входят: заведующий, медицинская сестра, диетсестра, повар, кладовщик, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, представитель родительского комитета.
В МБДОУ выполняются принципы ор­ганизации рационального здорового питания: полноценность, регулярность, разнообразие, гигиена, индивидуальный подход во время приёма пищи. Питание детей инвалидов и лиц ОВЗ осуществляется четыре раза в день непосредственно в помещениях групп. Раздача готовых блюд осуществляется с пищеблока. В еже­дневном меню широко используются продукты, содержащие микроэлементы, проводится витаминизация третьего блюда. Ре­гулярно утром (второй завтрак) предлагается витаминный стол, который включает соки, фрукты. Системный подход в организации питания позволяет до­биваться прибавки в весе ослабленных детей, укрепления иммунной системы, улучшения физического развития.

Специальные условия охраны здоровья, обучающихся для инвалидов и лиц с ОВЗ

Санитарно-гигиенические условия содержание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ соответствуют требованиям СанПиН. Игровое и физкультурное оборудование, игрушки, средства ТСО соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования. Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц ОВЗ.
Дети инвалиды и лица ОВЗ имеют специальную группу здоровья (2, 3, 4). В соответствии с этим осуществляется индивидуальный подход на занятиях по физической культуре, дозируется нагрузка и подбираются коррекционно – развивающие игры и упражнения.

Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
Развивающая предметная среда МБДОУ полифункциональна, мобильна, включает в себя необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка. Структура предметно-развивающего пространства помогает установить необходимый баланс между непосредственной образовательной деятельностью, самостоятельной игрой и творческими видами продуктивной деятельности. В группах с целью сохранения психологического здоровья созданы уголки уединения с мягкими уголками.
Для обеспечения медицинского обслуживания инвалидов и лиц с ОВЗ оборудован медицинский блок, который включает медицинский кабинет и процедурный кабинет. Все помещения медицинского блока оснащены необходимым оборудованием.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).

Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

На сайте ДОУ созданы условия поиска необходимой информации, возможность публиковать свои материалы, общаться на Форумах, готовить мультимедийные презентации и включать их в совместную деятельность с детьми инвалидами и лицами ОВЗ и родителями, использовать компьютерные обучающие игры в индивидуальной работе с детьми, в том числе с ОВЗ, создавать видеоролики.